Система принципов административного судопроизводства – Понятие и система принципов административного процессуального права

Принципы административного судопроизводства

Принципы административного судопроизводства — это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности федеральных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению административных дел.

Принципами административного судопроизводства являются:

  1. независимость судей;
  2. равенство всех перед законом и судом;
  3. законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
  4. осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
  5. гласность и открытость судебного разбирательства;
  6. непосредственность судебного разбирательства;
  7. состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Сущность принципа независимости судей, о котором идет речь в ст. 7 КАС, заключается в создании для них условий, при которых они имеют возможность свободно формировать свои оценки по поводу собранных доказательств, обстоятельств дела, квалификации спорных правоотношений безотносительно к каким-либо интересам, внутренним и внешним влияниям.

При осуществлении административного судопроизводства судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Любое вмешательство со стороны органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан в деятельность суда по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой ответственность, установленную федеральным законом.

Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

Осуществление правосудия по административным делам на началах равенства всех перед законом и судом как принцип административного судопроизводства является отражением одноименного конституционного принципа (ст. 8 КАС, ст. 19 Конституции РФ).

Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом.

Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан — независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций — независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

Сущность принципа осуществления административного судопроизводства в разумный срок заключается в недопущении проволочек и затягивания судебного процесса (ст. 10 КАС). Аналогичная норма содержится в ГПК РФ и АПК РФ. Для этого в административном судопроизводстве предусмотрены институт ускорения рассмотрения административного дела, закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видеоконференцсвязи (ст. 10, 45, 125, 142 и др.).

Сущность и формы реализации принципа гласности в административном судопроизводстве определены в ст. 11 КАС. Гласность обеспечивается проведением открытого судебного заседания.

Проведение закрытых судебных заседаний в административном судопроизводстве является исключением из общего правила открытого его осуществления (ч. 2 ст. 11 КАС). Дела в закрытом судебном заседании рассматриваются и разрешаются с соблюдением всех правил административного судопроизводства.

Гласность и открытость административного судопроизводства предполагают право лиц, участвующих в деле, заинтересованных лиц получать информацию о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, о результатах рассмотрения административного дела и принятых по нему судебных актах (ч. 3 ст. 11 КАС). Лица, участвующие в деле, и иные лица, присутствующие в открытом судебном заседании, имеют право фиксировать ход судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи. Фотосъемка судебного заседания, его видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет допускаются с разрешения суда.

Содержание принципа непосредственности в административном судопроизводстве раскрывается в ст. 13 КАС посредством указания на обязанность суда при рассмотрении административного дела непосредственно исследовать доказательства. Суд лично заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей, оглашает письменные доказательства, осматривает вещественные доказательства, воспроизводит аудио- и видеозаписи и др. (ст. 159, 161, 164, 166 — 168 КАС). Проявлением принципа непосредственности является правило, по которому суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ч. 2 ст. 176 КАС).

Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные Кодексом административного судопроизводства меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных КАС. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.

Административное судопроизводство. Принципы и особенности процесса: Видео

legalquest.ru

Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ. Система принципов и направление ее развития.

Поделись с друзьями

Латинское слово principium- основа, первоначало. Они являются руководящими началами процессуальной деятельности. Учеными предложено много определений этого понятия. Остановимся на следующем: принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а также дел, вытекающих из административных правоотношений.

Рассмотрим основные свойства принципов :

1. Нормативность. Ни одна правовая идея или доктрина не может быть принципом, пока она законодательно не будет закреплена. Принцип — это требование должного поведения, выраженное в законе, а научные идеи, доктрины таким свойством не обладают. Поэтому трудно согласиться с мнением В.Т. Томина, утверждавшего , что «правовые принципы опережают развитие закона». Отсутствие в нашей стране единого административного процессуального акта определенным образом отражается на многих проблемах административного судопроизводства, в том числе и на вопросах о принципах этого вида деятельности. Тем не менее мы можем констатировать, что принципы административного судопроизводства закреплены в Конституции РФ, ГПК РСФСР, КоАП РСФСР и других нормативных актах. Причем, есть принципы, закрепленные в ГПК, КоАП и не закрепленные в Конституции (коллегиальности и единоличные начала процесса, национального языка).

2. Регулятивность. Принципы — правила поведения, но правила наиболее высокой степени обобщённости. Они определяют собой построение административной юстиции, её устои, фундамент, выражают степень её демократизма.

3. Аксиоматичность. Принципы процесса обладают верховенством по отношению к другим нормам административного судопроизводства. Все иные нормы административной юстиции обусловлены принципами процесса. Содержание отдельных норм не может противоречить принципам. В этом отношении принципы — аксиомы административной юстиции.

4. Ненарушимость. Поскольку принципы выражают собой устои административной юстиции, их нарушение всегда влечет отмену правового акта, оспаривание совершенного процессуального действия, при котором было допущено нарушение. Нарушение других норм не всегда влечет за собой подобные последствия.

5. Универсальность. Действие принципов распространяется на все стадии административного процесса. Поэтому трудно согласиться с учеными, которые считают возможным выделять принципы для отдельных стадий.

Значение принципов:

1. В них выражена сущность административного судопроизводства

2. Служат гарантией достижения целей административного судопроизводства.

3. По зрелости и реальности принципов можно судить о демократичности административной юстиции.

4. Принципы указывают на направление дальнейшего развития законодательства об административном судопроизводстве.

Система и классификация принципов административного судопроизводства. Направления их развития В юридической литературе выделяются различные основания классификации принципов. Для принципов характерна качественная определенность (каждый принцип самостоятелен

и не может быть сведён к другому) и взаимообусловленность (реализация одного принципа

служит средством обеспечения другого). Так принцип материальной истины обеспечивает

реализацию принципа andi partem — недопустимости принимать во внимание доводы только

одной стороны.

Представление о системе принципов дает их классификация, т.е. объединение в

однородные группы (классы) по существенным общим признакам. Основой классификации

является рациональность:

1. Судоустройственые принципы.

Определяют независимость судебной власти и организационное построение суда.

2. Общеправовые принципы.

Обеспечивают охрану Интересов личности и общества в административном

судопроизводстве.(напр., принцип публичности , равенства всех перед законом)

3. Функциональные принципы.

Определяют порядок деятельности суда при разрешении административного спора.

Науке известны и другие классификации принципов:

1. Возможно подразделение принципов на закрепленные в Конституции и в отраслевом

законодательстве.

2.Деление принципов на общие для всего правосудия и на принципы судопроизводства по административным делам.

Можно выделить принципы по степени их общности : некоторые действуют во всех стадиях, а некоторые главным образом в суде — гласность, состязательность и т.д.

Поэтому не отвергая других классификаций, мы будем группировать принципы по их функциональной направленности. Конечно любая классификация относительна, и в предложенных классификациях можно найти пересекающиеся точки. Но все же эти классы в достаточной степени отражают специфику принципов административного судопроизводства на современном этапе развития нашего общества.

students-library.com

Система и классификация принципов административного судопроизводства. Направления их развития

Система и классификация принципов административного судопроизводства. Направления их развития

В юридической литературе выделяются различные основания классификации принципов.

Для принципов характерна качественная определенность (каждый принцип самостоятелен и не может быть сведён к другому) и взаимообусловленность (реализация одного принципа служит средством обеспечения другого). Так принцип материальной истины обеспечивает реализацию принципа andi partem — недопустимости принимать во внимание доводы только одной стороны.

Представление о системе принципов дает их классификация, т.е. объединение в однородные группы (классы) по существенным общим признакам. Основой классификации является рациональность:

1. Судоустройственые принципы.

Определяют независимость судебной власти и организационное построение суда.

2. Общеправовые принципы.

Обеспечивают охрану интересов личности и общества в административном судопроизводстве.(напр., принцип публичности , равенства всех перед законом)

3. Функциональные принципы.

Определяют порядок деятельности суда при разрешении административного спора.

Науке известны и другие классификации принципов:

1. Возможно подразделение принципов на закрепленные в Конституции и в отраслевом законодательстве.

2.Деление принципов на общие для всего правосудия и на принципы судопроизводства по административным делам.

Можно выделить принципы по степени их общности : некоторые действуют во всех стадиях, а некоторые главным образом в суде — гласность, состязательность и т.д.

Поэтому не отвергая других классификаций, мы будем группировать принципы по их функциональной направленности. Конечно любая классификация относительна, и в предложенных классификациях можно найти пересекающиеся точки. Но все же эти классы в достаточной степени отражают специфику принципов административного судопроизводства на современном этапе развития нашего общества.

 

16. Принципы, определяющие независимость судебной власти и организацию суда (судоустройственные принципы)

 

1. Независимость судебной власти и судей.

Данный принцип закреплен в ст. 10 Конституции РФ : «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Развивая это положение, Закон о статусе судей в ст.1 определяет, что судебная власть в РФ принадлежит только судам, она «самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей».

Этот принцип означает, что, разрешая в судебном заседании административные дела (т.е. конфликты в сфере административного права), суд выступает как нейтральный по отношению к участникам спора и независимый орган судебной власти. В связи с этим нельзя считать суд обычным правоохранительным органом.

Свое развитие этот принцип получает и в положении о независимости судей. Ст. 120 Конституции РФ провозглашает : «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. ФКЗ “О судебной системе” дополняет это требование тем, что при несоответствии акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, Конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, суд принимает решения в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. (ст. 5 ФКЗ). Незаконное вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет ответственность по закону. УК РФ в ряде статей устанавливает ответственность за незаконное вмешательство в деятельность судей : 1). Ст. 294 Воспрепятствование осуществлению правосудия; 2). Ст. 295 Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Наказание по этой статье предусматривает лишение свободы от 12 до 20 лет либо смертной казнью либо пожизненным лишением свободы; 3). Ст. 296 Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия; 4) Ст. 297 Неуважение к суду; 5). Ст. 298 Клевета в отношении судьи, присяжного заседателя.



Ст. 17.3 КоАП РФ: неисполнение распоряжений судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. Ст. 17.5 КоАП РФ: воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явку в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве.

Ст. 7 ГПК РСФСР: при осуществлении правосудия по гражданским делам судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. Ст. 5 АПК РФ: при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Закон не только провозглашает принцип независимости судебной власти, но и устанавливает гарантии этого принципа. Гарантии непосредственно предусмотрены законом. Так, ст. 9 ФЗ “О статусе судей” устанавливает: «Независимость судей обеспечивается :

· предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия, запретом под угрозой ответственности незаконного вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

· особым порядком приостановления и прекращения полномочий судьи (по решению органов судейского сообщества)

· несменяемость судей, неограниченность их полномочий.

· неприкосновенностью судьи;

· предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Осуществление правосудия только судом.

Этот принцип закреплен в ст. 118 Конституции РФ и тесно связан с принципом независимости судебной власти. Создание специализированных судов по рассмотрению административных дел в порядке, регламентированном ст. 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» полнее бы способствовало реализации этого принципа.

3. Назначаемость и несменяемость судей.

Российское законодательство пошло по пути назначения судей либо высшим должностным лицом страны — Президентом, либо по его представлению верхней палатой парламента — Советом Федерации. Так, согласно ст. 128 Конституции РФ, судьи Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента, а судьи других федеральных судов — Президентом в порядке, установленном законом. Этот порядок в основных чертах установлен ФКЗ «О судебной системе РФ».

Мировые судьи, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначаются (избираются) на должность представительным органом субъекта федерации, либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка сроком не более чем на 5 лет.

 

17. Принципы, обеспечивающие охрану интересов личности и общества в административном судопроизводстве

 

1. Принцип публичности.

Административное судопроизводство осуществляется в публичных интересах, то есть в интересах всего общества, включая интересы каждого конкретного человека, пострадавшего от административного правонарушения либо от незаконного управленческого акта. Ст. 46 Конституции РФ — каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Именно государство в лице своих органов и по своей инициативе обязано вести преследование лиц, посягающих на интересы граждан и государства → схожесть с уголовным процессом. Принцип публичности присущ и гражданскому процессу: именно на государственный орган возложена обязанность вести производство по делу за государственный счет, обеспечивать сторонам возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами и исполнять соответствующие обязанности. Таким образом принцип публичности — это обеспечение защиты государственных интересов. Это выражается в полномочиях субъекта административной юрисдикции: производство по делу осуществляется за государственный счет, включая возмещение расходов по явке в суд. Согласно ст. 25.14 КоАП РФ : “Потерпевшему, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику, понятому возмещаются расходы, понесенные в связи с явкой в суд”. Статья 24.7 КоАП РФ дает понятие и порядок компенсации издержек по делу об административном правонарушении: издержки по делу об административном правонарушении, совершенным физическим лицом, относятся на счет средств федерального бюджета, если этот состав предусмотрен КоАПом РФ.

2. Государственный язык судопроизводства.

Согласно ст. 68 Конституции РФ “Государственным языком РФ на всей её территории является русский язык. Республики могут устанавливать свои государственные языки”.

Ст. 26 Конституции РФ “Каждый имеет право пользоваться родным языком”.

ФКЗ «О судебной системе РФ» в ст. 10 закрепляет, что «Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном суде РФ, ВАС РФ, Верховном С РФ, других арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке РФ.» В этой же норме закреплено, что судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов РФ ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд. Реализация этого принципа — важная гарантия прав личности в административном судопроизводстве. В соответствии со статьей 24.2 КоАП РФ разбирательство осуществляется на русском языке, но возможно использование государственного языка республики. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, обеспечивается право знакомиться со всеми материалами дела, делать заявления, давать объяснения, заявлять ходатайства на родном языке и пользоваться услугами переводчика.

3. Равенство всех перед законом и судом.

Конституция РФ в ст. 19 закрепляет общее положение: все равны перед законом и судом. Ст. 123 К РФ трансформирует это общее положение так: судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Еще более конкретно эта мысль изложена в ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»: 1. Все равны перед законом и судом. 2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям. Согласно КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности независимо от местонахождения, организационно-правовой формы и других обстоятельств. Из всего этого следует, что четкое определение прав и обязанностей каждого участника процесса и формирование гарантий равенства прав участников административного судопроизводства. Определенной гарантией равенства прав участников административного судопроизводства, реализуемого арбитражным судом, является требование ст. 53 АПК РФ, в соответствии с которой при рассмотрении споров о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия указанных актов, возлагается на орган, принявший акт. Таким образом властный субъект уравнивается в правах с подчиненным ему субъектом, будучи вынужденным доказать обоснованность своего управленческого решения.

 

18. Принципы, определяющие порядок деятельности суда при разрешении

административного дела.

 

1. Принцип законности.

Этот принцип тесно связан с принципом публичности. Он означает безусловное и точное исполнение и применение законов и основанных на них правовых актов судом, а также всеми уполномоченными на то органами и должностными лицами при рассмотрении административного дела. Ст. 6.1 КоАП РФ порядок судопроизводства по административным делам является однотипным для однотипных категорий дел. Принцип «разрешено все, что не запрещено законом» не распространяется на органы государства, ведущие процесс: они жестко связаны кругом своих полномочий и процессуальной формой (см. п. 2 ст. 1.6 КоАП РФ). Следует отметить, что и иные участники процесса: граждане, привлекаемые к административной ответственности, обжалующие неправомерный управленческий акт, юридические лица также должны действовать только в рамках закона. Доказательства, полученные с нарушением процессуальной формы, недопустимы.

2. Принцип состязательности.

Для суда этот принцип проявляется в том, что, принимая решение, он не связан позициями сторон. Следование этому принципу означает необходимость соблюдения важного правила, которое выражается в формуле «audiatur et altero pars» — обязанность соответствующего органа выслушать обе стороны процесса. Иными словами сторонам в споре дается равная возможность высказать свое мнение по поводу всех обстоятельств дела, исследовании доказательств, требовать вызова свидетелей, проведения экспертизы, то есть им предоставляется равная возможность пользоваться своими процессуальными правами и обязанностями. Согласно ч. 3 ст. 123 Конституции РФ: судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Развернутое разъяснение содержания этого принципа дано в УПК РФ: предварительное слушание и производство в суде присяжных основывается на принципе состязательности. При этом обеспечивается равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создает условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.

3. Принцип всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела ( принцип материальной истины)

Требование установления истины относится к основным требованиям, предъявляемым к правосудию законом. Сущность этого принципа состоит в установлении действительного состояния отношений сторон, всех обстоятельств дела. Нормативное закрепление этот принцип нашел в ст. 24.1 КоАП РФ, ст.14, 115 ГПК, т.е. может быть выведен из этих норм. Так согласно ст. 24.1 КоАП РФ: задачами производства по делам об административных правонарушениях являются своевременное, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Всесторонность исследования — это изучение всех существенных черт события, то есть всех элементов предмета доказывания. Полнота исследования — это изучение каждого существенного обстоятельства с надлежащей глубиной, то есть сбор достаточного числа доказательств для того, чтобы признать факт установленным. Объективность — непредвзятость, беспристрастность исследования, незаинтересованность в исходе дела. Судья подлежит отводу, если заинтересован в исходе дела.

4. Презумпция невиновности.

Каждый обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Виновность устанавливается вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Согласно п. 2 ст. 1.5 КоАП РФ — лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

5. Принцип гласности.

Принцип гласности проявляется в открытом характере процесса, гарантированной возможности сторон знакомиться со всеми материалами дела. Согласно п. 1 ст. 24.3 КоАП РФ исключения: если открытое разбирательство может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

5. Принцип непосредственности.

Право сторон лично участвовать во всех стадиях административного судопроизводства; непосредственность исследования доказательств органом, разрешающим дело, но участие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении не всегда обязательно. В отсутствие данного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

6. Принцип устности.

Доказательства исследуются судом устно. Согласно ст. 29.7 КоАП РФ доказательства заслушиваются.

7. Принцип экономичности процесса.

Выделение этого принципа в самостоятельный возможно связано с законодательно установленными сокращенными сроками, отведенными для рассмотрения жалоб граждан, дел об административных правонарушениях.

Все принципы административного судопроизводства можно поделить на 3 группы: судоустройственные (независимость судебной власти, осуществление правосудия только судом, назначаемость и несменяемость судей), общеправовые (публичности, государственного языка судопроизводства, равенства перед законом и судом), и функциональные или принципы определяющие порядок деятельности суда при разрешении дела (законность, состязательность, материальной истины, гласности, непосредственности и устности).

 

19. Круг административных дел подведомственный судам общей юрисдикции и мировым судьям.

 

Административную юстицию или административное судопроизводство следует рассматривать как правосудие по административным делам, осуществляемое в особой процессуальной форме судебными органами с целью разрешения споров, вытекающего из административных правоотношений, возникшего между административными органами (органами государственного управления) и иными участниками, результатом которого является отмена либо исправления незакономерного управленческого акта, то есть наличие спора Из этого определения вытекает ряд признаков административного судопроизводства :

1. Непременное наличие спора об административном праве.

2. Разрешение этого спора судебным органом.

3. Рассмотрение и разрешение спора происходит в особой процессуальной форме.

4. Обязательным участником разрешаемого спора является орган государственной власти.

5. Объектом рассматриваемого судом правонарушения являются публичные права и свободы.

6. Результатом рассмотрения является отмена или исправления незаконного акта.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи районных судов, мировые судьи, судьи арбитражных судов, судьи гарнизонных судов. Судьи рассматривают дела об административных правонарушениях за которые может быть назначено: возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения, его конфискация, лишения специального права, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранцев или апатрида, дисквалификация. То есть составы, которые имеют только эти меры взыскания, рассматриваются только судом. (ст. 23.1 КоАП РФ определяет составы правонарушений, которые уполномочены рассматривать судьи). Также рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляется судом, если орган, который может разрешить дело, считает необходимым передать дело на разрешение суда. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об администраитвных правонарушениях, в случае если производство по ним осуществляется в форме административного расследования, а также влекущих выдворение, рассматриваются судьями районных судов. Административное расследование проводится, если после выявления административного правонарушения в области антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, в области налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат. В остальных случаях, дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи. Они же рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные законами субъектов РФ. Если разрешение дела возложено на орган, который упразднён, то такие дела рассматривают судьи районных судов.

Дела, рассматриваемых судами общей юрисдикции — это дела, связанные с обжалованием гражданами актов и действий должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления. Правовая регламентация рассмотрения дел этой категории содержится в Законе » Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27.04.93 г., в гл. 23 ГПК РФ. В ст. 1 закона определены органы и лица, чьи решения и действия могут быть — обжалованы – это местное самоуправление, государственные органы, учреждения, предприятия, общественные объединения, их должностные лица, если своими действиями и решениями нарушили права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность или незаконно привлечен к ответственности. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 г. №10 » О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан» в разъяснена возможность обжалования действия органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, объединений, общественных объединений, должностных лиц, если этими действиями (бездействием), решениями были нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к их осуществлению, незаконно возложена обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. Могут быть обжалованы единоличные и коллегиальные решения должностных лиц, государственных служащих.

Споры между акционерами и участниками общества подведомственны арбитражному суду – это исковое производство.

ФЗ от 30.11. 1995 г. был принят закон, внесший изменения в ст.116 ГПК РСФСР, в соответствии с которыми Верховному Суду РФ стали подсудны дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан. Обжалованию подлежат также действия и решения. В юридической литературе тогда не было единого мнения в каком порядке обжаловать данные действия: административное судопроизводство или исковой порядок. За исковое производсво: дела возбуждаются не только в интересах граждан, но и юридических лиц, а закон 1993 года в отношении юридических лиц не действовал, поскольку объект обжалования нормативный акт круг участников этого процесса определить невозможно. Трудно согласиться с этим, так как спор об оспаривании нормативных актов носит публичный характер. Точку в этом поставил ГРК ст. 245 именно суду подведомственны дела по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативно правовых актов полностью или в части, возникающие из публично-правовых отношений и подведомственны судам общей юрисдикции. Производству по делам о признании недействующими нормативно-правовых актов посвящено г. 24 ГПК.

Ст. 251 ГПК гражданин, орагнизация, считающая что принятым и опубликованным нормативным актом органа государственной власти, местного самоуправления или должностного лица, нарушаются их права и свободы вправе обратиться в суд. Защите подлежат права и свободы, гарантированные Конституцией, законами и другими правовыми актами. С заявлением о признании НПА противоречащим закону вправе обратиться прокурор, Президент, Правительство, законодательный орган субъекта, высшее должностное лицо субъекта, орган местного самоуправления, глава муниципального образования. Все перечисленные органы вправе обратиться в суд если считают, что нарушены их права на компетенцию.

Исключения нельзя оспорить:

ü в суде общей юрисдикции проводить проверку НПА проверка конституционности которого отнесена к компетенции Конституционного Суда или арбитражным судам

Новый ГПК регламентирует какие суды общей юрисдикции рассматривают те или иные акты. Ст. 26 ГПК дела об оспаривании НПА органов государственной власти субъекта рассматриваются областным судом, Верховному суду подсудны дела об оспаривании НПА Президента, Правительства, иных федеральных министерств и ведомств, районному суду –акты органов местного самоуправления. Предметом обжалования могут быть как действия, так и бездействия. Заявление может быть подано когда гражданин четко обосновывает каким актов нарушены его права, в чем это проявляется , какая на него незаконно возложена обязанность или ответственность. Обжалуя в суд акт, гражданин заявляет о своём несогласии с ним. В акте выражены действия органаего принявшего, но часто права и свободы нарушаются без актов и решений.

 

При рассмотрении дел в соответствии с этим законом, заявитель (гражданин) освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемого акта, но обязан доказать в суде факт нарушения своих прав и свобод. В то время как на органы и должностные лица, действия (решения) которых гражданин обжалует, возложена обязанность документально доказать законность обжалуемого решения (действия) (ст.6 ФЗ).

В суд общей юрисдикции могут быть обжалованы любые действия и решения, затрагивающие права и свободы граждан. Вместе с тем законодатель установил в ст. 3 изъятия из общего правила. Так, не могут быть обжалованы в суд действия (решения) , проверка которых отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, а также те действия (решения), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.


Дата добавления: 2015-07-20; просмотров: 1826 | Нарушение авторских прав


Предмет курса. Общая характеристика административной юстиции (нормы, эффективность правосудия, история, современная административная юстиция) | Правовые основы административной юстиции | Методы науки административная юстиция | Место права административной юстиции в системе российского права. | Общее понятие юридического процесса | Особенности юридического процесса и его виды | Понятие административного процесса как вида юридического процесса | Административная юрисдикция | Процессуальное положение эксперта и специалиста | Структура процесса доказывания по делу об адм правонарушении |
mybiblioteka.su — 2015-2019 год. (0.015 сек.)

mybiblioteka.su

Принципы административного судопроизводства: понятие, классификация — КиберПедия

Статья 6. Принципы административного судопроизводства

Принципами административного судопроизводства являются:

1) независимость судей;

2) равенство всех перед законом и судом;

3) законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;

4) осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;

5) гласность и открытость судебного разбирательства;

6) непосредственность судебного разбирательства;

7) состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

В общепринятой классификации принципов права выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы. Общеправовые принципы: справедливость; формально-юридическое равенство граждан; гуманизм; демократизм; единство прав и обязанностей; сочетание убеждения и принуждения. Межотраслевые принцип неотвратимости ответственности; принцип состязательности и гласности судопроизводства. Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми.

Особенности действия принципов состязательности и процессуального равноправия сторон в административном судопроизводстве

Статья 14. Состязательность и равноправие сторон

1. Административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

2. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.

3. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.



Принципы равенства всех перед законом и судом, законности и справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел

Статья 8. Равенство всех перед законом и судом

1. Правосудие по административным делам осуществляется на основе принципа равенства всех перед законом и судом: граждан — независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств; организаций — независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств.

2. Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Статья 9. Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод.

cyberpedia.su

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Понятие и принципы административного процесса……………………4

2. Производство по делам о поощрениях…………………………………..11

3. Участники административного процесса…………………………..…..13

Заключение……………………………………………………………………26

Список Литературы………………………………………………………….27

Введение

В условиях реформирования административного законодательства России проблема законодательного закрепления административного производства. Это обусловлено отсутствием как единого нормативного акта, устанавливающего административную производственную деятельность, так и конкретных предложений по реформированию административно процессуальной деятельности.

На сегодняшний день главнейшей задачей является разработка законодательных актов, устанавливающих административно — процессуальные нормы, которые регламентируют реализуемые на практике производственные процедуры. Решение этой проблемы будет способствовать совершенствованию производственных процедур и достижению более быстрой реализации законных интересов и прав граждан, и привлечение их к ответственности за неправомерные действия.

Административное производство предназначено для реализации статуса всех субъектов административного права. Оно многофункционально и способствует управленческим, регулятивным, защитным и иным действиям. Целью данной курсовой работы является выяснение понятия, сущности и видов административного производства.

Исследованием и изучением норм регулирующих административное производство, разработкой вопросов по улучшению их реализации и совершенствования занимаются — Д.Н. Бахрах, А.П. Коренев, В.Д. Сорокин, И.Ш. Килясханов и др.

1. Понятие и принципы административного процесса.

Административный процесс — это совокуп­ность действий, совершаемых органами испол­нительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. Административный про­цесс состоит из определенных стадий.

Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки. Попробуем разобраться в основных принципах административного процесса. 1

Важнейшими из них являются:

1) обеспечение законности;

2) достижение объективной истины;

3) право на защиту;

4) презумпция невиновности;

5) равенство всех перед законом;

6) гласность;

7) оперативность;

8) осуществления административного процесса на языке коренного населения;

9)двустепенность административного процесса.

1) Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса

(уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение для административного процесса, в ходе которого как раз и происходит применение норм материального права. Этот принцип означает неукоснительное исполнение требований закона всеми участниками административно-процессуальной деятельности. Указанный принцип обусловливает защиту прав граждан, а также моральную и юридическую ответственность органа (должностного лица) за надлежащее ведение процесса. (ст. 1.6 КоАП).

2) Принцип полноты и объективности исследования обстоятельств.

Данный принцип означает такое ведение разбирательства по делу, которое должно дать результат, полностью соответствующий объективному положению. Закон обязывает орган, рассматривающий административное дело, использовать все имеющиеся возможности для привлечения доказательств, относящихся к данному делу, учесть и правильно их оценить, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке доказательств и, следовательно, к принятию решения (ст. 26.11; 24.1; ст. 24.4 – 24.7 КоАП).Должностные лица, разрешающие те или иные дела, должны внимательно разбираться в их существе. В случае истребовать необходимые документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.

3) Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названное лицо пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 25.1 КоАП оно может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т.д. Реализации права на защиту посвящена ст. 30.1 КоАП, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 25.1 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП тоже закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий. Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т.д.

4) Презумпция невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к

административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Данный принцип предполагает также, что время доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя имеет на это право. Из принципа презумпции невиновности вытекает и такое важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Это относится к тем случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

5) Принцип равенства сторон .

Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит своё отражение в закреплении определённого правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определённого вида правовых отношений. Данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности. Принцип равенства прямо закреплен в ст. 1.4 КоАП РФ, согласно которой все граждане равны перед законом и органом, рассматривающим дело, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

6) Принцип гласности процесса .

Этот принцип предполагает ознакомление широких слоёв граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т.д., что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел. Производство по делам об административных проступках осуществляется гласно, открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли названного производства такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя (ст. 24.3 КоАП РФ).

7) Принцип быстроты процесса.

Данный принцип есть выражение оперативности государственной управленческой деятельности. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определённой юридической гарантии реализации субъективных прав и законных интересов участников процесса. Поэтому действующее законодательство устанавливает точные сроки, в течении которых должно быть осуществлено производство по тому или иному административному делу. Оперативность административного производства проявляется, прежде всего, в установлении сжатых сроков, определяющих прохождение дела. По общему правилу (ст. 27.5 КоАП РФ) дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок. Это обусловлено многочисленностью и относительной несложностью административных правонарушений. Оперативность обеспечивает своевременность, большой воспитательный, предупредительный эффект воздействия, а кроме того, экономию времени и материальных ресурсов.Данный принцип может воздействовать на административный процесс как позитивно, так и негативно. Быстрота, несомненно, дает возможность не затягивать административный процесс и излишне его не формализовывать, однако совмещение быстроты и качества процесса возможно лишь при очень высоком уровне профессионализма органов и лиц, рассматривающих и разрешающих дело.

8) Принцип осуществления административного процесса на языке коренного населения.

Существование этого принципа обусловлено многонациональным составом нашей страны и конституционно закреплённым равноправием всех национальностей проживающих на территории нашей страны. Участвующим в административном процессе лицам, не владеющим языком, на котором ведётся производство по делу, обеспечиваются право и возможность выступать, давать пояснения, заявлять ходатайства и т.д. на своём родном языке, а также беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.

9) Принцип двустепенности административного процесса .

По этому принципу участники разбирательства административного дела и прежде всего сторона, чьи права и интересы устанавливаются в ходе процесса, могут обжаловать любое первичное действие органа государственного управления или должностного лица, рассматривающего данное дело. Обжалованию может подлежать решение любой первой инстанции в соответствующую вторую инстанцию – вышестоящий орган государственного управления, суд или какой-либо другой орган в зависимости от характера административного дела или законодательного установления.

К принципам административного процесса, характеризующих его как разновидность управленческой деятельности относят также ряд других принципов, таких как: 2

— принцип дифференциации и фиксирования функций выражается в том,

что между различными органами и должностными лицами разделяются и закрепляются административно-процессуальные полномочия по подготовке и изданию актов или разрешению индивидуальных управленческих дел. Можно говорить об известной степени специализации, при которой отдельные органы и служащие, выполняя ряд однотипных функций в административном процессе, приобретают высокий уровень профессионализма, оперативности и компетентности, а также несут ответственность за свой участок работы. Соблюдение этого принципа имеет свои положительные и отрицательные моменты.

— одним из важнейших принципов государственного управления,

который можно смело отнести и к принципам административного процесса, являются принципы персонализации ответственности и ответственности за непринятие решения. В управленческой деятельности нередко складывается ситуация, при которой весьма сложно выявить действительных виновников нарушений прав, свобод и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов административного процесса, а также лиц, допустивших просчеты при разработке и принятии правовых актов управления. Закрепление принципа персонализации ответственности позволит установить конкретных лиц, лично ответственных за такие нарушения. Это необходимо, прежде всего, для профилактики правонарушений, а также и для наказания виновных.

— принцип ответственности за непринятие решения призван максимальносократить сроки рассмотрения дел и устранить волокиту в административном процессе. Кроме того, он направлен против нежелания государственных и иных служащих брать на себя ответственность при рассмотрении индивидуальных административных дел и принятии правовых актов управления.

Помимо указанных, в специальной литературе выделяют еще ряд других принципов административного процесса, таких как принцип независимости в принятии решений, принцип компетентности и т.д. 3

studfiles.net

Принципы административного судопроизводства общее и особенное. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ. Система принципов и направление ее развития

Специфику природы судебного административно-процессуального права раскрывают принципы административного судопроизводства. Административное судопроизводство характеризуется наличием собственной системы принципов, которые являются основополагающими началами, определяющими специфику его построения. Они придают единство, целостность судебному административному процессу, направляют действие всех процессуальных норм и институтов.

Принципы административного судопроизводства могут быть классифицированы по различным критериям. В частности, по степени общности они подразделяются на три вида:

  • — принципы, общие для административного, гражданского и иных видов судопроизводства. Это — процессуальные общеотраслевые принципы, которые составляют основу судебного процессуального права: осуществление правосудия только судом, законности, равенство всех перед законом и судом, сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения, диспозитивности, независимости судей, язык судопроизводства, гласности, состязательности и равноправия сторон, объективной истины;
  • — принципы, характерные только для административного судопроизводства и фиксируемые в нормах судебного административно-процессуального права;
  • — принципы, применяемые как судьями, так и административнопубличными органами. В частности, это принципы производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ: принцип всестороннего, полного и объективного рассмотрения каждого дела об административном правонарушении; принцип открытого рассмотрения дела об административном правонарушении; принцип языка.

Разграничение принципов административного судопроизводства на различные виды носит условный характер. В системе права той или иной страны они действуют комплексно, образуя в своих различных сочетаниях определенную систему принципов административного судопроизводства. В современной России в рамках этой системы следует разграничивать две подсистемы: а) подсистема принципов, характерных для административноискового права, и 6) подсистема принципов административно-процессуального наказательного права.

Принципы административно-искового права имеют в своей основе систему принципов, закрепленных в ст. 6 КАС РФ. В их число законодатель включает:

  • — независимость судей;
  • — равенство всех перед законом и судом;
  • — законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел;
  • — осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок;
  • — гласность и открытость судебного разбирательства;
  • — непосредственность судебного разбирательства;
  • — состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.

Исходным началом системы принципов административно-искового права является принцип состязательности, закрепленный в Конституции РФ. Стороны в состязательном процессе пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, предоставление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных действий, предусмотренных законом.

Равноправие есть равенство прав сторон прежде всего по отношению друг к другу, и это равенство касается: а) прав сторон по собиранию, представлению и исследованию доказательств; б) прав по участию в процессе рассмотрения спора судом; в) возможностей использования правовых средств процессуального нападения и защиты; г) прав по обжалованию в суд любых процессуальных решений другой стороны, которые так или иначе затрагивают права и законные интересы.

Формальное юридическое равноправие и равенство сторон перед законом и судом еще нс обеспечивает полного их равенства между собой даже при состязательной форме разрешения спора. Речь идет о таком равенстве, которое достаточно для создания условий справедливого состязания лишь тогда, когда стороны равны между собой не только юридически, но и фактически. Однако фактическое неравенство сторон административного спора изначально обусловлено природой властных отношений и выражается, например, в неравных возможностях доступа частных лиц и должностных лиц к необходимой информации. Частное лицо, обращаясь с административным иском, находится в худшем положении в плане сбора доказательственного материала. Причем в большинстве случаев именно публичная администрация является хранителем этих материалов.

Стороны изначально обладают существенно разными фактическими возможностями и дол

www.auturs.ru

Принципы административного судопроизводства

Принципами административного судопроизводства являются основные требования справедливого рассмотрения и разрешения административных дел.

Принципы административного судопроизводства закреплені в Конституции Украины, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и другим международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, КАСУ.

Конституция Украины закрепляет основные принципы судопроизводства (статьи 8, 129), которые могут быть как общими для всех видов судопроизводства, так и присущими только одному виду.

В административном судопроизводстве суд применяет, в частности, такие конституционные принципы:

1) верховенство права;

2) законность;

3) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом;

4) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности;

5) гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами;

6) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом;

7) обязательность решений суда.

Деятельность административных судов основана как на общих принципах судопроизводства, так и на отраслевых принципах, то есть тех, которые присущи только административном судопроизводству. К общим принципам судопроизводства, воплощены и в КАСУ, можно отнести принципы верховенства права (статья 8), законности (статья 9), равенства участников процесса перед законом и судом (статья 10), состязательности сторон, диспозитивности (статья 11), гласности и открытости (статья 12), обеспечение апелляционного и кассационного обжалования судебных решений (статья 13), обязательности судебных решений (статья 14 КАСУ). Особым (отраслевым) принципом, присущим только административном судопроизводству, является принцип официального выяснения обстоятельств по делу, или принцип официальности (статья 11 КАСУ).

Значение принципов в том, что их воплощение в судопроизводстве предоставляет ему качества правосудия и наоборот — игнорирование ведет к нарушению права на судебную защиту и, как правило, к неправосудности судебных решений. Кроме того, принципы являются ценностным ориентиром для толковании правилам административного судопроизводства при их применении, а также устранение пробелов в них.

studies.in.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *